Историческая справка

I. ИЗ ИСТОРИИ НАРОДОВЛАСТИЯ ПУТЬ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА (1860-е годы - 1917 год)

Отмена крепостного права в России сопровождалась глубоким реформированием системы государственного управления. Согласно Положению 1864 года на значительной территории страны были образованы всесословные органы народного представительства - губернские и уездные земские собрания. Эта реформа должна была «призвать местное население к ближайшему участию в заведовании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда».

В годы правления Александра II земские органы появились и на тульской земле. Главным из них было губернское земское собрание. Порядок его избрания был достаточно сложным. На основе имущественного ценза формировались три курии. В первую из них входили землевладельцы, во вторую - городские собственники, в третью - крестьяне. Эти курии делегировали своих представителей в уездные земские собрания. Те, в свою очередь, избирали губернских гласных (депутатов).

Первое Тульское губернское земское собрание открылось 18 февраля 1866 года. В нем приняли участие 74 гласных от всех уездов, избранные в соответствии с нормой "от 6 уездных гласных - 1 губернский". Абсолютное большинство среди них составляли дворяне. Первым председателем собрания стал помещик Чернского уезда Василий Петрович Минин.

Заседания губернского земского собрания проводились, как правило, один раз в год. Подготовкой выносимых на рассмотрение докладов занималась специальная редакционная комиссия. Кроме того, действовала ревизионная комиссия, на которую возлагались контрольные функции. На заседаниях председательствовал губернский предводитель дворянства.

Круг полномочий земских собраний был достаточно широким. Гласные рассматривали вопросы народного образования и медицинского обслуживания, строительства и содержания дорог. Земства организовывали продовольственную помощь населению в неурожайные годы, занимались сбором статистических сведений.

Постоянно действующими исполнительными органами земских собраний являлись управы. Губернская земская управа избиралась на трехлетний срок. Кандидатуру ее председателя утверждал министр внутренних дел. В состав управы входили от 4 до 6 членов. В канцелярии и других отделах работали специалисты по различным отраслям.

Уездные управы имели схожую структуру, но значительно меньший аппарат. В сферу их ведения входила деятельность расположенных на территории уездов библиотек, школ, агрономических станций и других заведений. Земства ведали также оказанием амбулаторной медицинской помощи крестьянам.

Многие земские деятели стремились выйти за строго очерченные рамки хозяйственной деятельности и встать на политический путь. Ответной реакцией верховной власти стало Положение 1890 года, усилившее административный контроль над земствами. В Тульской губернии с этой целью был создан специальный орган - Губернское присутствие. Устанавливалась ответственность председателей и членов земских управ перед администрацией.

В деятельности тульского земства активно участвовали люди, ставшие впоследствии крупными политическими деятелями. Среди них - первый премьер-министр Временного правительства князь Георгий Евгеньевич Львов. На протяжении 15 лет он был гласным Тульского губернского земского собрания, в 1903-1906 годах возглавлял губернскую земскую управу. В Тульское губернское земское собрание избирался и председатель Государственной Думы первого созыва, один из основателей партии кадетов Сергей Андреевич Муромцев.

Некоторые инициативы тульского земства получали общероссийскую известность. Так, в 1904 году туляки организовали кампанию помощи воинам, участвовавшим в русско-японской войне. По предложению князя Львова земство отправило в Маньчжурию два врачебно-питательных отряда. Укомплектованный тульскими врачами и сестрами милосердия лазарет действовал на протяжении двух лет военных действий.

Новый импульс развитию земской системы дала Февральская революция 1917 года. Председатели земских управ были назначены полномочными представителями Временного правительства на местах. На основе всеобщего, прямого и равного голосования состоялись выборы в земства всех уровней, что привело к значительному обновлению их состава. Среди гласных появилось немало представителей демократической интеллигенции.

После Октябрьской революции земства безуспешно пытались воспрепятствовать утверждению Советской власти. Состоявшийся в марте 1918 года I Тульский губернский съезд Советов решил распустить губернское земское собрание и ликвидировать все городские и уездные органы самоуправления. Так завершилась полувековая история деятельности земств на тульской земле.

ВСЯ ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ (1917-1918 годы)

3 марта 1917 года в здании городской Думы собрались около 150 делегатов от оружейного и патронного заводов. Они объявили о создании нового органа власти - Тульского Совета рабочих депутатов. 5 марта был образован Совет солдатских депутатов. Впоследствии эти Советы слились в единый представительный орган.

В первом составе Тульского Совета рабочих и солдатских депутатов преобладали меньшевики и эсеры. Большевики имели лишь 13 депутатских мандатов из 350. Эсеро-меньшевистский Совет вынес постановление о том, что его решения имеют лишь моральную силу. Реальные властные функции были переданы органу Временного правительства - губернскому исполкому общественных организаций.

Нарастание радикальных настроений в обществе отражалось на изменениях в составе Совета. На выборах, прошедших в мае 1917 года, большевики получили уже 44 депутатских места из 450. Тем не менее явное большинство в Совете по-прежнему принадлежало меньшевикам и эсерам. В июне 1917 года Совет одобрил приказ Временного правительства о наступлении на фронте и запретил антивоенные демонстрации в Туле. Это решение привело к снижению авторитета Совета среди рабочих и солдат.

Тульские большевики развернули кампанию за переизбрание меньшевистско-эсеровского Совета. В результате выборов, состоявшихся в октябре 1917 года, большевистская фракция увеличилась до 109 депутатов. Меньшевикам и эсерам в новом составе Совета в общей сложности досталось 150 мест.

После свержения Временного правительства в Тульской губернии сложилась неопределенная ситуация. Формально руководящим органом оставался губернский исполком. На пленуме Тульского Совета 30 октября меньшевистско-эсеровское крыло отклонило большевистскую резолюцию о признании Советской власти. Однако это двоевластие продолжалось недолго.

Состоявшиеся в конце ноября перевыборы Советов солдатских депутатов показали, что большевики достигли решающего перевеса. Успешными для этой партии оказались и прошедшие 2 декабря выборы в Совет от мелких предприятий Тулы. Все это позволило большевикам взять под контроль Совет рабочих и солдатских депутатов.

На пленуме 7 декабря председательствующий большевик А.И. Кауль поставил на голосование предложение о переходе всей полноты власти к Совету. В знак протеста правые эсеры и меньшевики покинули заседание. В их отсутствие пленум принял воззвание «К рабочим, солдатам и крестьянам Тулы и Тульской губернии». Отныне в Туле устанавливалась «одна власть, общая со всей Россией, власть Совета, власть революционных рабочих, солдат и крестьян». На пленуме был избран Военно-революционный комитет Совета во главе с А.И. Каулем и Г.Н. Каминским.

Большевики разработали новую схему организации губернской власти. Ее утвердил I Тульский губернский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, прошедший 11 марта 1918 года. Однако первые недели работы показали, что эта схема является слишком сложной и неэффективной. Поэтому уже в апреле 1918 года на II съезде Советов она была скорректирована.

Было решено, что «вся полнота власти в губернии между съездами принадлежит исполнительному комитету губернского съезда (губисполкому)». В его состав были избраны 90 членов, в том числе 53 большевика, 35 левых эсеров и максималистов. Председателем губисполкома стал большевик В.И. Краснов. В структуре исполкома были выделены несколько отделов (земельный, финансовый и др.). Все эти отделы возглавили большевики. Позднее состав губисполкома был сокращен до 25 человек. Его председателем был избран Г.Н. Каминский.

Тем временем меньшевики и эсеры не прекращали попыток сорвать деятельность новой власти. В апреле 1918 года они попытались создать в противовес большевистскому Совету свой властный орган - Рабочий Совет. В июне противники большевиков организовали забастовку, в которой участвовали рабочие оружейного и патронного заводов, железнодорожных мастерских. Эти действия подтолкнули большевиков к введению военного положения в Туле и губернии. Из Советов были выведены сначала правые эсеры и меньшевики, а затем - левые эсеры.

Таким образом, к середине 1918 года большевики сосредоточили в своих руках всю полноту власти в Тульской губернии. Контролируемые ими Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стали важнейшим орудием борьбы за социализм.

ОТ ВОЙНЫ К МИРУ (1918 - 1926 годы)

Военное положение в Тульской губернии продолжалось до 5 октября 1918 года. С середины октября начались перевыборы в Тульский Совет рабочих и красноармейских депутатов. К ним были допущены меньшевики, эсеры и другие партии, деятельность которых была разрешена постановлением ВЦИК. По итогам выборов убедительной победы добились большевики и сочувствующие им кандидаты. В общей сложности они получили 166 мандатов. Кроме того, были избраны 49 меньшевиков, 21 эсер, а также беспартийные кандидаты. Председателем Совета стал большевик Н.М. Немцов.

Весной 1919 года меньшевики и эсеры вновь спровоцировали забастовки на тульских заводах. Состоявшийся в апреле IV губернский съезд Советов решительно осудил эти действия и заверил В.И. Ленина телеграммой, что добьется прекращения забастовки. На съезде был избран новый состав губисполкома. В его президиум вошли Г.Н. Каминский, А.И. Кауль и другие большевики.

IV съезд Советов проходил в условиях начавшегося наступления армии Деникина на юге страны. Осенью обстановка на фронте обострилась до предела. В связи с этим в Тульской губернии было введено военное положение. Организация обороны была возложена на Военный совет Тульского укрепленного района. Пленумы губисполкома в это время не собирались, отделы были сокращены до минимума и работали только на оборону.

1 ноября 1919 года состоялся Чрезвычайный V губернский съезд Советов. Его делегаты обсудили важнейшие вопросы обороны города и губернии. Съезд направил телеграмму В.И. Ленину с заверениями, что тульские рабочие, крестьяне и красноармейцы защитят красную Тулу.

К декабрю 1919 года ценою огромных усилий защитников Тулы деникинские войска были отброшены за пределы губернии. Была восстановлена деятельность всех советских учреждений. Их главной задачей стало налаживание продовольственного обеспечения. В Москву, Петроград и другие промышленные центры были направлены тысячи вагонов с хлебом и картофелем, что сыграло важную роль в преодолении продовольственного кризиса.

Советы проводили большую работу по борьбе с эпидемиями. В это время медицинские учреждения Тулы были заполнены тифозными больными. В связи с этим в январе 1920 года губисполком объявил «продовольственно-транспортную и санитарную диктатуру» сроком на два месяца. Принятые меры дали положительные результаты. Как следовало из письма наркома здравоохранения Н.А. Семашко от 13 мая 1920 года, «эпидемия в Туле была побеждена, а в губернии сломлена».

После окончания гражданской войны Советы активно включились в работу по восстановлению народного хозяйства. Одной из важнейших задач стало преодоление топливного кризиса, мешавшего развитию тульской промышленности. Губисполком провел несколько топливных кампаний - месячников, трехнедельников. На заготовку дров были мобилизованы тысячи рабочих и крестьян. Это позволило ликвидировать топливный кризис уже в 1922 году.

В январе 1922 года при губисполкоме был создан губернский сельскохозяйственный комитет. Его целью явилась помощь крестьянам в деле восстановления посевных площадей и оснащения хозяйств техникой. Для крестьян были организованы краткосрочные курсы, на которых изучались основы сельскохозяйственных знаний. Только в течение одного месячника, проведенного губисполкомом в феврале 1923 года, отремонтировано 40 тысяч единиц сельскохозяйственного инвентаря.

Важным направлением деятельности Советов стала ликвидация неграмотности. В феврале 1924 года губисполком создал общество «Долой неграмотность». За сравнительно короткий срок только в Туле в него вступило 5 тысяч человек. Советы также вели большую работу по оснащению школ губернии учебниками и необходимым инвентарем.

Принятые советскими и партийными органами меры позволили выполнить основные задачи по восстановлению народного хозяйства. К 1926 году промышленное производство Тулы достигло довоенного уровня, посевная площадь в губернии превысила довоенную.

СОВЕТЫ - ВЛАСТЬ НАРОДНАЯ (1929-1941 годы)

В 1929 году Тульская губерния была ликвидирована. Входившие в нее территории перешли в состав Московской области. Руководство советскими организациями Тулы и Тульского района было возложено на городской Совет. Это положение сохранялось до образования Тульской области в 1937 году.

В это время регулярно проводились перевыборы Советов, которые становились крупными политическими кампаниями. Так, в выборах городского Совета, прошедших в начале 1931 года, приняли участие более 10 тысяч рабочих и служащих Тулы. В результате были избраны 730 членов и кандидатов Совета, большинство из них составили члены Коммунистической партии.

Тульский городской Совет решал вопросы развития промышленности и строительства, коммунального и жилищного хозяйства, социальной сферы. Работа Совета строилась на основе предложений избирателей. К примеру, в ходе отчетно-выборной кампании 1934 года прошли 244 собрания, на которых выступили 2,5 тысячи рабочих и служащих. Они вносили конкретные предложения по улучшению деятельности советских органов.

Важной формой работы Советов были депутатские группы, действовавшие непосредственно на предприятиях города. Помимо членов и кандидатов Советов в них входили ударники производства, общественные активисты. Депутатские группы добивались выполнения производственных планов и повышения качества продукции, боролись с браком и простоями на производстве.

Привлечение широких масс к участию в деятельности Советов в немалой степени способствовало успешному решению важнейших народнохозяйственных задач. Туляки смогли досрочно выполнить задания первой и второй пятилеток.

В декабре 1936 года была принята новая Конституция СССР, радикально реформировавшая систему Советской власти. Главным новшеством стало введение всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с этой нормой должны были избираться Советы всех уровней.

В декабре 1939 года прошли первые выборы в Тульский областной Совет депутатов трудящихся. Кроме того, были избраны городские, районные, поселковые и сельские Советы. В масштабной избирательной кампании участвовали около 40 тысяч агитаторов. В итоге за кандидатов блока коммунистов и беспартийных на выборах разных уровней проголосовали от 97 до 99 процентов избирателей.

В Тульский областной Совет первого созыва были избраны 83 депутата. Две трети мандатов получили рабочие и крестьяне, остальные депутаты представляли научную и творческую интеллигенцию. 70 процентов депутатского корпуса составляли члены Коммунистической партии.

В структуре Совета были выделены 7 постоянных комиссий: бюджетная, сельского хозяйства, местной промышленности, народного образования и др. Комиссии изучали состояние дел в различных отраслях и готовили вопросы к рассмотрению на сессиях областного Совета.

Исполнительным органом Совета стал исполком, в структуре которого выделялись отраслевые управления и отделы. Председатель исполкома и руководители структурных подразделений утверждались Советом. В состав исполкома первого областного Совета вошли 15 человек, в том числе первый секретарь обкома ВКП(б) В.Г. Жаворонков, передовые рабочие и колхозники.

За полтора предвоенных года областной Совет провел шесть сессий. На них рассматривались различные социально-экономические вопросы, подготовленные постоянными комиссиями. Особое внимание депутаты уделяли увеличению производства товаров народного потребления, развитию местной промышленности и промкооперации.

Конституция СССР установила двухлетний срок полномочий местных Советов. Однако начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война сорвала планы мирной жизни. Следующие выборы в Советы всех уровней смогли состояться лишь в послевоенное время.

ВРЕМЯ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ (1940-е годы)

В связи с началом Великой Отечественной войны у местных Советов появились новые задачи. В кратчайшие сроки было необходимо организованно провести мобилизацию граждан, перестроить на военный лад работу предприятий и учреждений, наладить снабжение армии вооружением и продовольствием.

В октябре 1941 года был создан Тульский городской комитет обороны во главе с первым секретарем обкома ВКП (б) В.Г. Жаворонковым. По решению комитета местные Советы мобилизовали десятки тысяч туляков на строительство противотанковых заграждений и блиндажей. За короткий срок было создано 125 км оборонительных сооружений. В городах и районах формировались аварийно-восстановительные отряды противовоздушной и противопожарной обороны.

Важную роль в обороне города сыграл Тульский рабочий полк. Советские органы во главе с председателем облисполкома Н.И. Чмутовым наладили снабжение ополченцев питанием и обмундированием. За проявленное мужество бойцам полка было вручено Красное Знамя обкома ВКП (б) и облисполкома.

В самые тяжелые дни комитет обороны с помощью советских органов мобилизовал весь городской транспорт для нужд защищавшей Тулу 50-й армии. Районные исполкомы организовали на предприятиях местной промышленности производство одежды и обуви для бойцов Красной Армии.

Изгнание оккупантов с тульской земли позволило активизировать деятельность Советов. В январе 1942 года возобновил полноценную работу исполком областного Совета. Поскольку многие члены исполкома эвакуировались или ушли в армию, его состав был значительно обновлен. Снова стали созываться сессии областного Совета. Так, в 1942-43 годах они проводились дважды в год. Число депутатов уменьшилось до 32 человек, но и в сокращенном составе облсовет вел большую работу.

Ее главным направлением стало восстановление разрушенного войной хозяйства. Исполком областного Совета выделил значительные средства на строительство жилья для сельского населения. Благодаря этому уже в 1943 году было восстановлено 27 тыс. домов. Велась активная работа по восстановлению материальной базы колхозов и совхозов. Это позволило области выполнять планы по государственным поставкам сельскохозяйственной продукции.

Советы многое сделали и для восстановления тульской промышленности. Уже осенью 1942 года шахты Подмосковья достигли довоенного уровня добычи угля, а к концу войны превзошли его в 2,5 раза. В кратчайшие сроки была налажена работа Тульского оружейного, Косогорского металлургического и других заводов. Для решения неотложных задач Советы проводили трудовые мобилизации тысяч жителей области.

С окончанием войны возникла необходимость перестроить и усовершенствовать работу Советов. В военные годы выборы в органы власти всех уровней не проводились, количество депутатов по разным причинам сократилось. Сессии Советов созывались нерегулярно. Все это привело к снижению эффективности деятельности советских органов.

Важнейшим событием в политической жизни области стали первые послевоенные выборы в местные Советы, прошедшие в декабре 1947 года. В первой сессии нового созыва Тульского областного Совета, состоявшейся в январе 1948 года, принял участие 121 депутат. Были избраны девять постоянных комиссий облсовета. Отныне его сессии стали созываться в строго определенные сроки. Сложилась устойчивая организационная структура областного Совета. Восстановление полноценной деятельности советских органов способствовало успешному переходу страны к мирной жизни.

НАРАЩИВАЯ ТЕМПЫ (1950 - 1960-е годы)

К началу 50-х годов сложилась устойчивая структура Советов, при этом усилилось влияние партийных органов на их работу. Вопросы деятельности Советов регулярно рассматривались на заседаниях бюро обкома партии, в практику вошли отчеты заведующих отделами облисполкома. В свою очередь исполком облсовета усилил контроль за деятельностью местных Советов. Только в 1951 - 52 годах была полностью проверена работа исполкомов шести районных, трех городских и шестидесяти сельских Советов.

Важным направлением деятельности Советов являлось развитие местной промышленности. Принимались меры по финансовому оздоровлению предприятий, была осуществлена реорганизация управления отрасли. Все это позволило промышленности области успешно выполнять планы производства товаров широкого потребления.

Из 12 сессий областного Совета, состоявшихся в 1951 - 53 годах, 7 были посвящены вопросам сельскохозяйственного производства. Колхозы области укреплялись руководящими кадрами и специалистами. Резко возросли государственные капиталовложения в сельское хозяйство, улучшилась его техническая оснащенность. Результатом этого в 1955 году стал самый высокий урожай зерновых за 15 лет.

Советские органы проделали большую работу в социальной сфере. Отмена карточной системы дала импульс развитию торговли и улучшению обслуживания населения. Существенно выросли ассигнования местных бюджетов на жилищное строительство. Все это способствовало преодолению трудностей послевоенного периода, повышению жизненного уровня граждан.

Новый этап в деятельности Советов наступил после XX съезда КПСС. В развитие решений руководства страны Тульский облисполком в марте 1957 года разработал план мероприятий по улучшению работы советских органов.

Отныне сессии Советов стали созываться в строго установленные сроки. В ходе подготовки к сессиям депутаты изучали ситуацию на местах, обобщали полученные материалы и на их основе готовили доклады. Регулярными стали отчеты депутатов перед избирателями на специальных встречах. Члены облисполкома проводили приемы избирателей на предприятиях и в колхозах.

Более активной стала работа постоянных комиссий Советов. Они получили право участвовать в подготовке планов и бюджетов, давать по ним заключения, рассматривать вопросы рационального использования средств. За невыполнение решений Советов комиссиями могли выноситься общественные порицания должностным лицам. Расширение полномочий постоянных комиссий способствовало усилению демократических начал в работе органов власти.

В первой половине 60-х годов деятельность советских и партийных органов была направлена на выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства. Тульская область достигла плановых показателей на 5 месяцев раньше срока. Во многом это объяснялось значительным ростом капиталовложений. Так, в 1965 году областной Совет выделил на развитие народного хозяйства 28 млн. рублей - вдвое больше, чем в 1958 году.

Советы проводили большую работу по укреплению материально-технической базы сельских хозяйств, подготовке квалифицированных кадров. Итоги выполнения семилетки подводились на сессии областного Совета десятого созыва, прошедшей в январе 1966 года. Было отмечено, что производство разных видов сельскохозяйственной продукции по сравнению с 1958 годом выросло в 1,5 - 2 раза.

За годы семилетки Советы немало сделали для развития отраслей социальной сферы. Вдвое выросли расходы бюджета области на нужды просвещения, более чем на половину - на здравоохранение и физкультуру. Внештатные отделы торговли исполкомов городских и районных Советов способствовали улучшению работы магазинов и столовых.

Новыми трудовыми успехами туляки отметили 50-летие Советской власти. Инициированное партийными и советскими органами социалистическое соревнование увенчалось досрочным выполнением плана 1967 года. В соответствии с решением областного Совета была завершена электрификация всех населенных пунктов области.

ОТ БРЕЖНЕВА ДО ЕЛЬЦИНА (1970-1993 годы)

В 1970-х годах на регулярно созывавшихся сессиях областного Совета обсуждались важнейшие вопросы жизни области. Депутаты ежегодно утверждали планы экономического и социального развития, а также бюджет области. Областной Совет принимал конкретные решения по вопросам производства товаров народного потребления, строительства, социально-культурного и бытового обслуживания населения.

Советы тесно взаимодействовали с партийными, профсоюзными и комсомольскими органами. Регулярно принимались совместные постановления обкома КПСС, облисполкома, облсовпрофа и обкома ВЛКСМ. Так, в феврале 1975 года было объявлено социалистическое соревнование работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение годового плана и успешное завершение девятой пятилетки.

Конституция СССР 1977 года закрепила сложившееся устройство Советской власти. Вместе с тем появились и нововведения, которые должны были свидетельствовать о расширении и углублении социалистической демократии. В частности, было решено переименовать Советы депутатов трудящихся всех уровней в Советы народных депутатов. Срок полномочий местных Советов увеличился с двух до двух с половиной лет.

В это время в состав Тульского областного Совета входили 282 депутата, которые избирались по территориальным округам. Депутаты осуществляли свои полномочия без отрыва от производственной и служебной деятельности. В составе Совета действовали 13 постоянных комиссий: планово-бюджетная, по сельскому хозяйству, строительству, культуре, охране природы и др.

На областной Совет была возложена также контролирующая функция. Совет формировал особый орган - областной комитет народного контроля. Его главными задачами являлись контроль за выполнением государственных планов и заданий, борьба с нарушениями хозяйственной дисциплины.

Депутаты не реже одного раза в год заслушивали отчеты руководителей исполкома о проделанной работе. Так, в сентябре 1979 года на сессии Совета председатель облисполкома Н.Т. Синегубов доложил о выполнении областью планов по реализации промышленной продукции. В отчете говорилось об исполнении подавляющего большинства из 400 наказов, полученных депутатами от избирателей. Депутаты также регулярно заслушивали отчеты управлений и отделов исполкома.

На сессиях областного Совета, созывавшихся не реже четырех раз в год, рассматривались различные вопросы социально-экономического развития области. С докладами, как правило, выступали представители облисполкома, с содокладами - руководители постоянных комиссий облсовета. По итогам прений принимались конкретные решения. Так, в марте 1982 года облсовет признал неудовлетворительным ход строительства производственных и социальных объектов в сельской местности и принял решение об улучшении этой работы. В июле 1987 года депутаты облсовета утвердили перечень мер по укреплению социалистической законности и правопорядка в Тульской области.

На протяжении многих лет количественный и качественный состав областного Совета народных депутатов оставался стабильным. В Совет 20-го созыва, действовавший в конце 1980-х годов, входили 285 депутатов. Более половины депутатского корпуса, как и прежде, составляли рабочие и колхозники. 53 процента избранных депутатов являлись членами и кандидатами в члены КПСС.

Масштабное реформирование политической системы страны на рубеже 80-90-х годов изменило устройство областной власти. Весной 1990 года прошли первые в истории выборы в областной Совет на альтернативной основе. По итогам голосования из 505 претендентов было избрано 225 депутатов. Председателем областного Совета 21-го созыва стал Ю.И. Литвинцев. Срок полномочий Совета был увеличен до 5 лет.

Важной особенностью реформирования местной власти стало четкое разделение полномочий двух ее ветвей. Функции представительной власти возлагались на областной Совет. В его президиум входили председатель и секретарь Совета, а также председатели постоянных комиссий. В 1991 году исполком областного Совета был упразднен. Исполнительные функции перешли к новому органу - администрации области, глава которой Н.В. Севрюгин был назначен Президентом РФ.

Нараставшие противоречия между двумя ветвями федеральной власти вылились в острый политический кризис осени 1993 года. Его следствием стал указ Б.Н. Ельцина, предполагавший радикальное реформирование организации государственной власти в регионах страны. В соответствии с ним в октябре 1993 года деятельность Тульского областного Совета народных депутатов и местных Советов была прекращена.

II. ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПЕРВОГО СОЗЫВА

Конституция 1993 года установила новые принципы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. В соответствии с ними было осуществлено реформирование представительной власти в Тульской области.

В ноябре 1993 года глава администрации области принял постановление "О проведении выборов депутатов Тульской областной Думы". Впервые в истории на областной орган народного представительства была возложена законотворческая функция. Важнейшей задачей Думы стало создание областных законов, определяющих организацию государственной власти и местного самоуправления, экономической и социальной сфер жизнедеятельности населения области.

Тульская областная Дума стала одним из первых в стране региональных органов законодательной власти. В декабре 1993 года состоялись выборы в 29 избирательных округах, образованных по принципу "один округ - один район Тулы или области". По итогам голосования были избраны 27 депутатов. Значительную часть депутатского корпуса составили работники органов управления, руководители предприятий и учреждений.

Председатель Думы - В.В.Деревянко, заместитель председателя Думы - А.В.Новикова. В составе Думы действовали три комитета: по государственно-правовому строительству; по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству; по социально-культурному законодательству. 5 депутатов работали в Думе на постоянной основе, остальные совмещали исполнение депутатских обязанностей с основной трудовой деятельностью.

В январе 1994 года депутаты приняли Декларацию "О принципах деятельности Тульской областной Думы по реализации Конституции РФ". В этом документе была определена главная задача депутатов - принятие правовых актов, которые способствовали бы созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

За время работы Думы первого созыва состоялось 29 заседаний Думы.

Главным достижением депутатов явилось принятие Устава (Основного Закона) Тульской области. Этот документ определил государственное устройство области, экономическую и финансовую основы ее развития. Положения Устава подробно регламентировали деятельность представительного и исполнительного органов областной власти. Устав гарантировал права и свободы граждан, проживающих на территории области.

Принятые Думой законы создали правовую базу, необходимую для нормального функционирования властных структур. Закон "Об органах государственной власти Тульской области" установил механизм деятельности органов управления и взаимодействия между ними. Приняты правовые акты, регулирующие деятельность областного законодательного органа: Законы "О статусе депутата Тульской областной Думы" и "О законах области".

Дума начала формирование финансово-экономического законодательства нашего региона. Закон «О бюджетном процессе в Тульской области» урегулировал многие вопросы, связанные с работой над главным финансовым законом области. Закон «О территориальном дорожном фонде» определил назначение и источники формирования фонда, порядок распределения средств.

Важным направлением законотворческой работы Думы явилось решение социальных вопросов. Приняты Законы "О правовом регулировании деятельности системы образования", «О библиотечном деле», которые установили социальные гарантии для работников образовательных учреждений и библиотек. Специальным законом Дума установила дополнительные льготы реабилитированным и признанным пострадавшими от политических репрессий жителям области.

Кроме того, Дума приняла Законы "О референдуме области и местном референдуме", "Об административной ответственности за нарушения общественного порядка на территории Тульской области" и др.

В общей сложности разработаны, приняты и вступили в силу 25 областных законов. Принято также 660 постановлений, регулирующих отношения в различных сферах жизни Тульской области.

В 1995 году областная Дума в соответствие с Указом Президента РФ приняла решение о проведении следующих думских выборов в 1997 году. Не согласившись с этим решением, ряд депутатов написали заявления о сложении полномочий. В течение трех месяцев из-за отсутствия кворума заседания не проводились. Вследствие этого не были приняты законы, позволяющие провести выборы депутатов областной Думы, губернатора и органов местного самоуправления.

Для выхода из этой ситуации потребовалось вмешательство федеральной власти. В апреле 1996 года Президент РФ подписал Указ "О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного (представительного) органа государственной власти Тульской области". Согласно этому Указу глава администрации области утвердил Временное положение "О выборах депутатов Тульской областной Думы 2-го созыва" и назначил дату проведения выборов.

III. ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ВТОРОГО СОЗЫВА

Выборы в областную Думу второго созыва прошли в сентябре 1996 года. Дума состояла из 48 депутатов, избранных по одномандатным округам на четырехлетний срок.

Председатель Думы - И.В.Иванов, заместители председателя Думы - Е.В.Михеев и В.Ю.Шамота.

В составе Думы действовали четыре комитета: по законодательству и правовому обеспечению деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству; по социальной политике и охране здоровья населения; по науке, образованию, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту. Кроме того, работали мандатная комиссия, комиссия по Регламенту и депутатской этике.

В начале работы Думы были созданы фракции «Народовластие», «Реформы и стабильность». Позднее стали действовать фракции «Народно-патриотический союз» и «Отечество».

С октября 1996 года по сентябрь 2000 года проведено 60 заседаний областной Думы второго созыва. В общей сложности на счету областной Думы 177 законов. Принято также 1811 постановлений по различным вопросам политической, экономической и социальной жизни области.

Важным направлением работы Думы явилось правовое регулирование вопросов государственного и муниципального строительства. В этой сфере принято 47 областных законов. Первоочередной задачей депутатов стало формирование регионального избирательного законодательства. Принятие Законов "О выборах губернатора Тульской области", "О выборах депутатов областной Думы" и "О муниципальных выборах в Тульской области" позволило избрать органы власти разных уровней.

Принят ряд законов, создавших правовой фундамент местного самоуправления. Важнейший из них - Закон "О местном самоуправлении в Тульской области" - установил основные нормы организации муниципальной власти. Благодаря Законам "О государственной службе Тульской области" и "О муниципальной службе в Тульской области" урегулированы многие вопросы деятельности работников властных структур.

Еще одно важнейшее направление законотворческой работы депутатов - подготовка законов, которые способствуют оживлению экономики области и пополнению областного бюджета. В общей сложности Дума II созыва приняла 91 закон, относящийся к финансово-экономической сфере.

Одной из главных задач явилось проведение эффективной налоговой политики. Важнейшим в этой сфере стал Закон "Об основах налоговой системы в Тульской области". Законы "О налоге с продаж" и "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" позволили существенно пополнить доходную часть областного бюджета.

В центре внимания депутатов находились также имущественные вопросы. Принят Закон "О государственной собственности Тульской области", установивший порядок управления и распоряжения областным имуществом. В целях стимулирования развития малого и среднего бизнеса приняты законы о государственной поддержке инвестиционной деятельности, о государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области.

Задачей огромной важности для депутатов стало проведение эффективной социальной политики. В общей сложности принято 39 законов, относящихся к социальному блоку.

Многие правовые акты регулируют вопросы развития отраслей социальной сферы. Базовый Закон "О здравоохранении в Тульской области" закрепил право жителей области на получение доступной и качественной медицинской помощи. Одним из первых в России принят Закон "О физической культуре и спорте", создавший правовую базу для функционирования физкультурно-спортивных и оздоровительных учреждений. Льготы и социальные гарантии для работников бюджетной сферы установлены Законом "О музеях и музейных ценностях", изменениями в Законе "О библиотечном деле".

Среди документов, призванных защитить малообеспеченные слои населения, стали важнейшими Законы "Об адресной социальной помощи" и "О прожиточном минимуме". Кроме того, приняты законы, направленные на охрану материнства и детства. Самым важным из них является Закон "О защите прав ребенка", положения которого создают механизм правовой и социальной защиты проживающих в области детей.

Закон "Об областных стандартах реформирования жилищно-коммунального хозяйства" предусматривает меры социальной защиты малоимущих жителей области в ходе реформирования ЖКХ. Законы "О социальном партнерстве" и "Об охране труда в Тульской области" регулируют социально-трудовые отношения между работниками, работодателями и органами власти, вопросы обеспечения безопасных условий труда.

Дума второго созыва приняла 18 областных целевых программ, в основном социальной направленности. В частности, утверждены две областные целевые программы дополнительной поддержки здравоохранения, программа по решению проблем инвалидности и инвалидов. Кроме того, приняты программы по борьбе с сахарным диабетом, туберкулезом, СПИДом и другими заболеваниями.

За время работы Думы проведено 11 депутатских слушаний, в которых помимо депутатов участвовали специалисты различных отраслей и представители общественности. По итогам слушаний приняты рекомендации федеральным, областным и муниципальным органам власти.

Депутаты областной Думы принимали участие в разработке федерального законодательства. Дума 14 раз выступала с законодательными инициативами по изменению федеральных законов. В частности, депутаты предлагали изменить законы "О занятости населения в Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", "Об акцизах", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Дума приняла 36 обращений, адресованных Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ. Значительная часть обращений посвящена социально-экономическим проблемам, которые невозможно решить на региональном уровне. В частности, депутаты предлагали федеральной власти повысить заработную плату работникам бюджетной сферы, обеспечить государственным заказом оборонные предприятия Тульской области.

Главным результатом работы областной Думы второго созыва стало создание полноценной законодательной базы нашего региона. Активная деятельность депутатов в немалой степени способствовала улучшению социально-экономической ситуации в Тульской области.

IV. ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

Выборы в областную Думу третьего созыва состоялись в октябре 2000 года (довыборы по 8 избирательным округам прошли в марте 2001 года). Дума состояла из 48 депутатов, избранных по одномандатным округам на четырехлетний срок.

Председателем Тульской областной Думы 3-го созыва был избран Олег Дмитриевич Лукичев, заместителями председателя Думы – Александр Иванович Андреев и Вячеслав Андреевич Салихов. Представителем Тульской областной Думы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ бал избран Олег Владимирович Татаринов.

Из 48 депутатов 13 депутатов были избраны повторно, ранее они были депутатами областной Думы второго созыва. В состав депутатского корпуса вошли 2 женщины. Среди депутатов было 2 доктора наук, 14 кандидатов наук.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы, были сформированы пять комитетов:

- по законодательству и местному самоуправлению;

- по бюджету и финансам;

- по экономической политике, налогам и собственности;

- по социальному законодательству и охране здоровья населения;

- по науке, образованию, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту.

Кроме того, были созданы комиссии по регламенту и депутатской этике, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, по вопросам средств массовой информации и информационному обеспечению Думы.

За период действия областной Думы 3-го созыва создавались и действовали фракции «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации» и другие депутатские объединения.

С октября 2000 года по сентябрь 2004 года было проведено 64 заседания Тульской областной Думы третьего созыва, на которых принято 270 законов и 1846 постановлений по различным вопросам.

Важнейшим законом, принятым Думой, стала новая редакция Устава (Основного Закона) Тульской области. Все положения Устава были приведены в соответствие с федеральным законодательством. Значительно обновлены главы, посвященные работе органов государственной власти и местного самоуправления, защите прав и свобод граждан. Новый Устав Тульской области вступил в силу с 1 декабря 2001 года.

Депутаты проделали большую работу по приведению областных законов в соответствие с федеральными законами. С этой целью были приняты новые редакции законов «О выборах губернатора Тульской области», «О выборах депутатов Тульской областной Думы» и «О муниципальных выборах в Тульской области».

Важным направлением работы депутатов было содействие укреплению правопорядка. Целевая программа «Комплексные меры борьбы с преступностью в Тульской области» позволила улучшить техническую оснащенность правоохранительных структур. Принятые Думой законы создали правовую базу для деятельности мировых судей в Тульской области.

Депутаты стремились создать необходимую правовую базу для экономического роста и улучшения финансовой ситуации в области.

С учетом изменений в федеральном законодательстве был принят новый закон о бюджетном процессе, который регулировал деятельность органов государственной власти по составлению и принятию бюджета области, контролю за его исполнением.

Для выработки стратегии развития промышленного потенциала области был принят закон «О промышленной политике в Тульской области».

Адресная поддержка предприятий осуществлялась в рамках инвестиционных программ, включавшихся в бюджет области. Были приняты законы о предоставлении налоговых льгот.

Принимавшиеся Думой программы государственной поддержки малого предпринимательства были направлены на увеличение налоговых поступлений, создание новых рабочих мест.

Много споров вызвал Закон Тульской области «О ставках налога на игорный бизнес», которым были установлены максимально высокие ставки, что дало возможность привлечь дополнительные доходы в областной бюджет.

Огромное значение депутаты придавали проведению эффективной социальной политики. Применение программно-целевого метода способствовало укреплению материально-технической базы учреждений социальной сферы.

Было принято 10 областных целевых программ с целью решения проблем сохранения здоровья населения. Улучшить материальную оснащенность лечебно-профилактических учреждений позволила программа дополнительной поддержки здравоохранения. Приняты программы, направленные на решение проблем профилактики и лечение артериальной гипертонии, улучшение специализированной онкологической помощи, снижение смертности населения от заболеваний социального характера.

Областная Дума 3-го созыва приняла немало законов, призванных поддержать отдельные категории населения. Одним из них был Закон Тульской области «Об установлении региональных надбавок работникам организаций бюджетной сферы Тульской области». В закон «О здравоохранении в Тульской области» внесены дополнения, усилившие социальную защищенность медиков, в том числе - молодых специалистов. Закон «Об образовании» установил дополнительные гарантии учащимся, педагогическим и иным работникам образовательных учреждений.

Чтобы улучшить условия физического воспитания подрастающего поколения, Дума приняла областную целевую программу развития физкультуры и спорта. В рамках программ по улучшению положения детей осуществлялась поддержка сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Закон «О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области» установил единовременные и ежемесячные пособия для разных категорий семей.

Особую остроту в Тульской области имела жилищная проблема. Для ее решения принята целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».

Депутатами совместно с администрацией области был найден общий подход к решению жилищно-коммунальных проблем. Средства на подготовку к отопительному сезону стали выделять согласно предложениям депутатов. Появились депутатские программы, которые составлялись с учетом обращений избирателей.

Вопросы социального блока обсуждались на депутатских слушаниях с участием представителей общественности. Широкий резонанс имели депутатские слушания, посвященные борьбе с распространением наркомании, решению проблем инвалидности.

Комитеты областной Думы вели большую работу с проектами федеральных законов. Было рассмотрено более 2840 поступивших из Государственной Думы законопроектов.

Депутаты приняли 45 обращений по различным социально-экономическим вопросам. Значительная их часть была адресована Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ.

Тульская областная Дума 3-го созыва внесла огромный вклад в формирование законодательства региона. Принятые Думой законы обеспечивали деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в социально-экономической сфере.

V. ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

3 октября 2004 года состоялись выборы депутатов Тульской областной Думы 4-го созыва. Они впервые проводились по смешанной системе: 24 депутата избирались в одномандатных округах и столько же – по единому областному избирательному округу. Семь региональных отделений политических партий участвовали в выборах в качестве самостоятельных избирательных объединений, десять отделений партий – в составе избирательных блоков. В общей сложности на 24 депутатских мандата претендовали 142 кандидата в одномандатных округах. По пропорциональной системе на 24 депутатских мандата было выдвинуто 157 кандидатов по партийным спискам.

В итоге выборов пятипроцентный барьер сумели преодолеть четыре избирательных объеди­нения (партия «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Российская партия пенсионеров, партия «Союз правых сил») и три избирательных блока («Засечный рубеж – партия «Родина», «За Тульский край», «Глас народа – за Родину»). Наибольшее число голосов получила партия «Единая Россия».

Выборы были признаны состоявшимися по единому избирательному округу (24 депутата) и в 22 одномандатных округах. 10 депутатов участвовали в выборах как независимые кандидаты, остальные депутатские мандаты получили представители избирательных объединений. В двух избирательных округах выборы не состоялись.

Преемственность в законодательной деятельности была обеспечена стабильностью состава депутатского корпуса. 20 человек избирались депутатами областной Думы двух созывов. До 6 человек увеличилось число депутатов-женщин.

В ноябре 2004 года на первом заседании Думы четвертого созыва по итогам тайного голосования председателем Думы был избран Олег Владимирович Татаринов, представлявший с 2000 по 2004 годы Тульскую областную Думу в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Новым представителем Тульской областной Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации стал депутат Виктор Владимирович Соколовский.

На этом же заседании были проведены выборы заместителей председателя Думы. Первым заместителем председателя Думы стал Владимир Викторович Тимаков. Депутаты избрали на должности заместителей председателя Думы Виталия Алексеевича Богомолова, Игоря Львовича Зотова и Тамару Никитичну Пильщикову.

Позднее в декабре 2007 года В.В.Тимаков был освобожден от должности первого заместителя председателя Думы и эта должность была упразднена. Одновременно на пост заместителя председателя областной Думы был избран Сергей Михайлович Фролов.

В феврале 2008 года Дума приняла отставку В.А. Богомолова и решение о том, что председатель Думы имеет двух заместителей.

Для предварительного рассмотрения законопроектов и иных вопросов депутаты создали пять комитетов:

- по государственному строительству, местному самоуправлению и общественной безопасности;

- по бюджету и финансам;

- по экономической политике, налогам и собственности;

- по социальному законодательству и охране здоровья населения;

- по науке, образованию и культуре.

В 2004 году были созданы пять комиссий: по регламенту и депутатской этике; по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму; по вопросам средств массовой информации и информационному обеспечению; по аграрным вопросам; по местному самоуправлению (последние две комиссии упразднены с 1 апреля 2009 года). В 2007 году образована комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практике, в 2009 году – комиссия по контролю за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В областной Думе неоднократно создавались и прекращали свою деятельность депутатские объединения. К сентябрю 2009 года действовали только две фракции и две группы. Крупнейшим из депутатских объединений являлась фракция «Единая Россия», в которой состояли 29 депутатов, в том числе председатель Думы и его заместители. Кроме того, действовали фракция «Справедливая Россия» (6 депутатов), депутатские группы КПРФ (4 депутата) и «Засечный рубеж» (3 депутата).

Тульская область стала одним из первых регионов России, где была реализована новая процедура утверждения главы исполнительной власти. В апреле 2005 года областная Дума по представлению Президента Российской Федерации наделила Вячеслава Дмитриевича Дудку полномочиями губернатора Тульской области.

В 2005-2008 годах В. Д. Дудка четырежды выступал с Посланиями Тульской областной Думе. В них определялись основные направления совместной работы Думы и администрации области по улучшению социально-экономической ситуации и повышению уровня жизни людей на очередной год.

Законодательная деятельность областной Думы 4-го созыва характеризовалась наивысшей интенсивностью. За пять лет депутаты Думы 4-го созыва приняли больше законов, чем депутаты Думы 1-3 созывов вместе взятые.

Важной задачей Думы стало законодательное обеспечение реформы местного самоуправления. Приняты законы, установившие границы и статус 179 муниципальных образований. Создана правовая база деятельности представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.

Депутаты проделали большую работу, направленную на укрепление общественной безопасности. Приняты областные целевые программы по профилактике преступлений и иных правонарушений, по повышению безопасности дорожного движения, пожарной безопасности.

Прежде в законодательстве региона отсутствовали нормативные акты о наградах и почетных званиях области. Устранить этот правовой пробел позволило принятие законов, учредивших звание «Почетный гражданин Тульской области» и Почетный знак Тульской области «Материнская слава».

Депутатами принят новый закон «О бюджетном процессе в Тульской области», в соответствии с которым бюджет области составляется на 3 года. Повышению эффективности бюджетной политики способствовала целевая программа реформирования финансов области.

Важной задачей депутатов и администрации области являлось привлечение инвестиций в экономику. Для этого принят закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности». Об эффективности этой работы свидетельствовали результаты трех Тульских экономических форумов.

С целью законодательного обеспечения развития важнейшей отрасли экономики принят Закон Тульской области «О направлениях промышленной политики (2008 – 2012 годы)». Закон Тульской области «О промышленных округах в Тульской области» направлен на ускоренное развитие территорий путем создания новых производств.

Значительный объем бюджетного финансирования имела областная целевая программа развития сельского хозяйства. Меры финансово-кредитной поддержки предприятий предусмотрены программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Областной Думой принят ряд законов, ставших региональной составляющей приоритетных национальных проектов.

Областная целевая программа развития здравоохранения позволила улучшить состояние отрасли. Благодаря программе открыты пять межмуниципальных лечебно-диагностических центров, что сделало доступнее высококачественную медицинскую помощь.

Программы развития образования и дошкольного образования предусматривали строительство и капитальный ремонт учебных заведений, улучшение их материально-технической оснащенности. Впервые за много лет в регионе введены в эксплуатацию две новые школы.

В Тульской области создана правовая база для реализации национального проекта в жилищной сфере. Приняты областные программы развития ипотечного жилищного кредитования, обеспечения жильем молодых семей.

В зоне пристального внимания депутатов находились вопросы семейной и демографической политики. Законами установлены меры дополнительной поддержки многодетных семей, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Программой «Культура Тульской области» предусмотрена модернизация материально-технической базы учреждений этой сферы. По сравнению с действовавшими прежде программами увеличено финансирование программы развития физической культуры и спорта.

Тульская областная Дума 4-го созыва внесла в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы 15 проектов федеральных законов. Депутаты приняли 84 обращения по различным вопросам жизни страны и Тульской области.

Проведено 5 депутатских слушаний по актуальным проблемам, в том числе по вопросам развития малого предпринимательства, совершенствования законодательства в области образования, поддержки многодетных семей. Состоялись 9 публичных слушаний по проектам законов о бюджете области и об исполнении бюджета.

Основные итоги деятельности областной Думы 4-го созыва: проведено 82 заседания Думы, принято 4398 постановлений и 864 закона. Работа Тульской областной Думы способствовала успешному решению важнейших задач социально-экономического развития региона.

VI. ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПЯТОГО СОЗЫВА

Выборы депутатов Тульской областной Думы 5-го созыва состоялись 11 октября 2009 года. Выборы проходили по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями.

В составе Тульской областной Думы 5-го созыва сформированы три фракции. В составе фракции «Единая Россия» – 31 депутат, КПРФ – 10 депутатов, «Справедливая Россия» – 7 депутатов.

Первое заседание Тульской областной Думы 5-го созыва состоялось 30 октября 2009 года. На этом заседании председателем Думы был избран Игорь Владимирович Панченко.

Заместителями председателя Тульской областной Думы были избраны Евгений Васильевич Авилов (полномочия прекращены с 3 марта 2011 года в связи с избранием депутатов Тульской городской Думы) и Олег Александрович Лебедев (полномочия прекращены с 30 января 2012 года в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

В настоящее время заместителями председателя Тульской областной Думы 5-го созыва являются Сергей Иванович Кондратенко (избран 24 марта 2011года) и Юрий Фясыхович Моисеев (избран 26 апреля 2012 года).

Представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Тульской областной Думы 5-го созыва с декабря 2009 года на срок полномочий Тульской областной Думы 5-го созыва избран Егор Васильевич Атанов.

На первом заседании Тульской областной Думы 5-го созыва были сформированы четыре комитета.

В состав комитета по государственному строительству и местному самоуправлению входят 11 депутатов. С 30 октября 2009 года по 24 марта 2011 года председателем комитета являлся Сергей Иванович Кондратенко. С 24 марта 2011 года по 26 апреля 2012 года комитет возглавлял Николай Петрович Звягинцев. С 12 июля 2012 года председателем комитета является Дмитрий Иродиевич Лагвилава.

В составе комитета по бюджету и налогам также 11 депутатов. Его председателем является Юрий Александрович Шахов.

Комитет по экономической политике, вопросам собственности и земельным отношениям, в состав которого входят 11 депутатов, возглавляет Виктор Альбертович Осташев.

12 депутатов входят в состав комитета по социальной политике. С 30 октября 2010 года по 13 октября 2011 года его председателем являлась Галина Григорьевна Фомина. В настоящее время работой комитета руководит Александр Викторович Рем.

На первом заседании Тульской областной Думы 5-го созыва сформирована комиссия по Регламенту и депутатской этике. Председателем комиссии избран Олег Владимирович Татаринов. В состав комиссии входят 7 депутатов.

На заседании Думы 12 июля 2012 года были сформированы еще две комиссии. Комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам жизнеобеспечения, состоящую из 7 депутатов, возглавил Сергей Борисович Тхор. Председателем комиссии по промышленности, дорожному хозяйству и строительству является Дмитрий Иванович Федотов. В составе комиссии также 7 депутатов.

С начала созыва по 1 августа 2012 года Тульской областной Думой 5-го созыва проведено 38 заседаний, принято 454 закона Тульской области и 1956 постановлений.

При Тульской областной Думе впервые сформирован Молодежный парламент. В него вошли 48 жителей Тульской области в возрасте от 18 до 30 лет. 50 процентов состава – представители региональных отделений политических партий, имеющих фракции в Тульской областной Думе. Вторые 50 процентов – представители молодежных общественных объединений, региональных отделений всероссийских и межрегиональных молодежных общественных объединений, территориальных профсоюзных организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Тульской области, органов студенческого самоуправления учебных заведений высшего и среднего профессионального образований, расположенных на территории Тульской области.

© 2012 Тульская областная Дума
300041, Тула, пр.Ленина,2.
71@tulaoblduma.ru